Основатель вон-буддизма — Сотэсан
Основатель вон-буддизма Сотэсан – Совершенномудрый Мастер, обретший высшее просветление в Истине.
С Великим Раскрытием материи свершим Великое Раскрытие духа.
Сотэсан – духовный эпитет основателя вон-буддизма. Имя в Дхарме – Пак Чунбин, мирское имя – Пак Чинсоп. Сотэсан родился в 1891 году в Корее, в семье обычных крестьян, проживавших в очень бедной деревне провинции Чолла. Для Кореи это были беспокойные времена, а мир всерьез соприкоснулся с материализмом современной цивилизации.
С возраста семи лет Сотэсана начали одолевать неотступные духовные вопросы, касающиеся бытия человека и явлений природы. Стремление найти ответы на мучавшие его вопросы росло день ото дня. Чем глубже он погружался в свои раздумья, тем больше его охватывало чувство безысходности, поскольку он не мог разрешить эти вопросы сам, но и не мог найти подходящего наставника, который помог бы ему в этом. Он предавался аскетическим практикам, много молился, читал мантры, медитировал. Начиная с 22 лет, он стал часто впадать в глубокое самадхи. Ранним утром 28 апреля 1916 года, после двадцати лет упорного поиска Истины, его сознание полностью раскрылось и все его вопросы окончательно разрешились. Сотэсан обрел высшее просветление в Истине абсолютной реальности в возрасте 26 лет.
По достижению просветления он внимательно ознакомился со Священными Писаниями различных религий: христианскими (Ветхим и Новым Заветами), буддийскими, конфуцианскими, даосскими, Писанием учения Тонхак. Прочитав Алмазную Сутру, Сотэсан воскликнул: «Будда Шакьямуни воистину мудрейший из мудрецов! Хоть я и обрел Путь сам, без наставнического руководства, однако многое из того, что я испытал с момента моего первоначального порыва вплоть до момента обретения Пути, совпадает с достижениями и словами прошлого Будды. Поэтому я принимаю Будду Шакьямуни за своего учителя и прародителя моей Дхармы. В будущем, открывая общину, я создам в этом мире полную и безупречную Дхарму, взяв за основу Учение Будды». Несмотря на то, что Сотэсан избрал Учение Будды, он реформировал и модернизировал традиционную Дхарму Будды в соответствии с изменившимся современным миром, чтобы как можно больше простых людей могли бы применять Дхарму Будды в реальной повседневности.
В 1924 году было основано Центральное Правление Вон-буддизма в городе Иксан. Сотэсан и его ученики работали, учились и занимались духовными практиками, тем самым воплощая в жизнь идею: «Дхарма Будды – это повседневная жизнь, повседневная жизнь – это Дхарма Будды». Главную цель вон-буддизма по вызволению из моря страданий всех живых существ, порабощаемых материальной цивилизацией, через укрепление силы духа, раскрывает другой девиз: «С Великим Раскрытием материи свершим Великое Раскрытие духа».
За три года до кончины Сотэсан провозгласил гатху (стих-передачу) своей Дхармы. В отличие от духовных мастеров прошлого, что передавали свои гатхи лишь ограниченному числу учеников, Сотэсан оставил свою гатху максимально широкому кругу людей.
В последние годы жизни все свое внимание Сотэсан уделял написанию Фундаментальной Книги вон-буддизма – базового Писания, в сжатой и доступной форме содержащего в себе вероучение вон-буддизма и основную суть Дхармы Будды. Сотэсан закончил написание Фундаментальной Книги вон-буддизма за несколько месяцев до кончины. Сотэсан скончался в 1943 году, в возрасте 53 лет, после двадцати восьми лет проповедования Дхармы.