Четыре Милости
В мире было сделано два величайших открытия для спасения человечества. Первое — это открытие Буддой Природы нашего сознания, и второе — это открытие Сотэсаном Милостей. Есть причина, почему Истина дала нам два глаза. Один дан для того, чтобы глядеть внутрь себя и созерцать сознание, второй – для того, чтобы глядеть вовне себя и обнаруживать Милости.
Третий патриарх вон-буддизма Тэсан
Все живые существа во Вселенной связаны друг с другом. Ничто во Вселенной не может существовать само по себе. Каждое существо связано с другими и обязано им своим существованием. Термин «Милости» выражает в вон-буддизме эту взаимную зависимость и связь между всем сущим во Вселенной. С точки зрения связи человека со Вселенной весь мир и все, что в нем существует, можно разделить на четыре категории, именуемые Четырьмя Милостями: Милость Неба-и-Земли, Милость Родителей, Милость Ближних, Милость Законов.
Четыре милости — это воплощение Будды Дхармакаи (Истины Ил-Вон-Санга). Можно сказать, что Четыре Милости и Будда Дхармакая — это две стороны одной медали. Четыре Милости — это источник любого блага, а благо приходит к нам через благодарение Четырем Милостям.
Отношение ко всему сущему, как к Будде, является в вон-буддизме совершением актов веры и отражено в девизе: «В каждом месте – образ Будды, каждое дело – подношение Будде».
Цитаты из Священной Книги вон-буддизма
4. Кванджон спросил: «Как совершать верование в Ил-Вон-Санг?» Сотэсан отвечал: «Ил-Вон-Санг – это объект верования, и веря в Истину Ил-Вон-Санга мы должны стремиться обрести от нее благополучие и счастье. В Ил-Вон-Санге заключены Четыре Милости, а в Четырех Милостях – все сущее во Вселенной, где и среди всех вещей Неба-и-Земли и среди Сферы Дхармы Пустого Пространства нет ничего, что не являлось бы Буддой. Поэтому, когда и где бы то ни было, мы не должны терять чувства благоговения перед всем, с чем соприкасаемся и относиться ко всему с чувством трепета и чистыми помыслами так, словно перед нами священный Будда. Мы должны также совершать буддоподношение конкретным объектам и тем самым создавать благополучие и счастье в своей повседневной жизни. Иными словами, это способ обратить однобокое верование во всеобъемлющее и безупречное, и обратить суеверие в верование, опирающееся на факты».
12. Один из учеников спросил: «Чем отличаются поклонение Образу Будды и поклонение Ил-Вон-Сангу?» Сотэсан отвечал: «Смысл поклонения Образу Будды состоит в выражении почтения памяти Будды его последователями и ограничивается личностью Будды. Смысл поклонения Ил-Вон-Сангу поистине шире и значительнее. Как объект верования мы устанавливаем не столько единственную личность Будды, за Будду всецело почитается все сущее во Вселенной. Мы стремимся отыскать источник благословений и возмездия, страданий и радости во всем сущем во Вселенной. Также мы почитаем Иль-Вон-Сан как образец практики, с тем, чтобы взрастить личные качества такими же совершенными, как Ил-Вон-Санг».
Сутра Сотэсана, глава 2, стихи 4, 12