Медитация сидя

Медитация сидя – это практика, которая в сознании успокаивает никчемные мысли и проявляет подлинную Природу, а также метод, который в теле позволяет энергии огня опускаться, а энергии воды – подниматься.

Когда никчемные мысли успокаиваются, то поднимается энергия воды; когда энергия воды поднимается, то успокаиваются никчемные мысли. Следовательно, тело и сознание приходят в единение, а дух и энергия становятся бодрыми.

Однако если никчемные мысли не будут успокаиваться, то энергия огня, всегда поднимаясь вверх, будет сжигать энергию воды во всем теле и застилать свет духа. Управление человеческим телом подобно паровому двигателю – если бы не энергия огня и воды, то невозможно было бы даже пошевелить пальцем.

Все шесть органов чувств человека относятся к голове; при использовании шести органов чувств, когда смотришь, слушаешь или думаешь, энергия огня всего тела, естественно концентрируясь в голове, испаряет и сжигает энергию воды во всем теле, подобно тому, как сгорает масло в зажженной лампе.

Поэтому, когда мы долго думаем о чем-либо беспокойно и озабоченно, или тщательно рассматриваем что-либо, напрягая зрение, или с напряжением говорим о чем-либо, повышая голос, непременно лицо краснеет, а слюна во рту пересыхает. Это и есть явление подъема энергии огня вверх. Даже вынужденно, в непреложных делах нужно бережно использовать шесть органов чувств, а тем более, можно ли продолжать жечь лампу мозга день и ночь, таская с собой бесполезные никчемные мысли!

Таким образом, медитация сидя – это практика, предназначенная для того, чтобы устранять все эти никчемные мысли, проявлять беспримесную первоначальную Природу, опускать всю энергию огня и поднимать чистую энергию воды.

Метод медитации сидя

Метод медитации сидя крайне прост и удобен, так что любой может ею заниматься.

  1. Расстелив коврик, удобно сядь, скрестив ноги, после чего, держа голову и спину прямо, сохраняй прямое сидячее положение.
  2. Сбрось силу всего тела в подчревное поле и без привязки даже к единственной мысли ориентируйся только на то, чтобы энергия оставалась в подчревном поле. Если теряешь бдительность, то эта энергия рассеивается – в этом случае не забывай тут же снова брать себя в руки и останавливать энергию на подчревном поле.
  3. Сохраняй ровное дыхание, делая вдох немного длиннее и сильнее, а выдох – немного короче и слабее.
  4. Нужно всегда держать глаза открытыми, чтобы не подпускать демона дремоты. Однако когда энергия духа бодра и нет опасности вторжения демона дремоты, попробуй также и с закрытыми глазами.
  5. Рот всегда держи закрытым. Если после долгой практики поднятие воды и опускание огня идет хорошо, то между основанием языка и зубами будет продолжать выделяться чистая и подвижная слюна; набирай достаточно эту слюну во рту и время от времени проглатывай.
  6. Дух всегда должен быть весьма бдящим в большом спокойствии и весьма спокойным в большом бдении. Если он клонится в туман, снова взбодри его, если он впадает в пустые мысли, верни его к правильному памятованию и оставайся в сфере своего первоначального лика недеяния и естества.
  7. Новички в медитации сидя нередко страдают от боли в ногах и от вторжения пустых мыслей. Если будут болеть ноги, можно слегка менять их положение. В случае вторжения никчемных мыслей, если только осознать, что это всего лишь никчемные мысли, они исчезнут сами собой. Ни в коем случае не раздражайся и не унывай.
  8. Когда только начинаешь заниматься медитацией сидя, порой бывает, что чешется лицо и тело, как будто по ним ползают муравьи. Это свидетельство того, что кровоток пронизывает вены и капилляры. Воздерживайся от того, чтобы прикасаться и чесаться.
  9. Во время медитации сидя ни в коем случае не ищи необычных признаков и чудесных знамений. Даже если такие чувственные условия и возникают, считай, что все это нелепость; не обращай на них ни малейшего внимания и равнодушно не замечай.

Если долго-долго продолжать заниматься описанным выше способом, то в конце концов забудешь о делении на себя и окружающую действительность, забудешь о времени и месте и, оставшись лишь в подлинной сфере совершенной тишины и отсутствия различений, будешь наслаждаться бесподобным ментальным блаженством.

Достоинства медитации сидя

Если, долго занимаясь медитацией сидя, обретаешь от нее силу, возникают следующие десять благ:

  • Легкомысленное и опрометчивое поведение постепенно исчезает
  • Действия шести органов чувств обретают порядок
  • Страдания от болезней утихают, а лицо становится гладким
  • Улучшается память
  • Возникает терпеливость
  • Исчезают привязки
  • Криводушие сменяется прямодушием
  • Появляется свет мудрости собственной Природы
  • Будешь наслаждаться абсолютным блаженством
  • Освободишься от рождения и смерти

Фундаментальная Книга вон-буддизма, глава 4